Проект лауреата областного конкурса на лучший проект по гражданско-патриотическому воспитанию в 2022 году в номинации «Будь в сети».
Название: Интеллектуально-конкурсное движение в патриотическом воспитании младших школьников
Авторы проекта: Надежда Анатольевна Аникина, Светлана Николаевна Бобкова, Наталья Ивликова, Татьяна Викторовна Пустозёрова, Лариса Георгиевна Шепоренко, Ольга Яновна Чайко (муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска «Гимназия № 4»).
Сроки реализации проекта: сентябрь 2021г.- май 2022 г.
Основная идея проекта:
В послании к Федеральному Собранию Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность Граждан страны – впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить».
Со словами президента трудно не согласиться. Современная школа ищет все новые пути воспитания личности, модернизирует давно известные и апробирует новые технологии. Одной из эффективных форм воспитания личности является сегодня интеллектуальная игра, которая активно используется учителями, как на уроках, так и во внеучебной досуговой деятельности. Вообще, любой конкурс позволяет, с одной стороны, сплотить детей, создать условия для формирования взаимопонимания, умения работать в группе, с другой стороны, развивает и подчеркивает индивидуальность ребенка, создает ситуацию успеха для каждого, дает представление о поведении в условии соревнования. Если в игру или конкурс включить вопросы патриотической и гражданской направленности, то такая форма работы решит и еще одну важную задачу - будет способствовать, наряду с другими приемами, гражданско-патриотическому воспитанию. Воспитанию чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, любви к родному краю и его истории, формированию социально-активной личности, будет способствовать формированию национальной гордости.
Целевая аудитория проекта:
Проект реализуется при поддержке методической службы Городского центра развития образования по Центральному округу города Новосибирска. Поэтому целевой аудиторией проекта являются учителя, методисты и обучающиеся начальных классов общеобразовательных организаций Центрального округа г. Новосибирска.
Цель проекта:
Формирование у младших школьников чувства патриотизма, активной гражданской позиции посредством интеллектуально-конкурсного движения.
Задачи:
- разработка и проведение конкурсов, олимпиад, мероприятий патриотической направленности;
- освоение и внедрение в работу учителей начальных классов округа передового отечественного опыта в области воспитания патриотических чувств обучающихся;
- создание сайта творческой группы, размещение на нём методических материалов по вопросам патриотического воспитания, итогов проведённых конкурсов, игр, олимпиад.
Основные этапы проекта:
Окружной дистанционный конкурс рисунка «С чего начинается Родина» для учащихся первых классов и их семей – октябрь 2021 года.
Окружной онлайн-конкурс исполнителей художественного слова «Герои страны – защитники детства!» - ноябрь 2021 года.
Окружной дистанционный конкурс коллективных видеопроектов «Новосибирск в лицах» для обучающихся третьих классов – декабрь 2021 года.
Окружная дистанционная интеллектуальная игра «Зарничка» для обучающихся 4-х классов – февраль 2022 года.
Окружной дистанционный музыкально-интеллектуальный конкурс «Широка страна моя родная» для обучающихся 1-х и 2-х классов – март 2022 года.
Окружной дистанционный интеллектуальный конкурс «Города-герои» проводится для обучающихся 3-х и 4-х классов – апрель 2022 года.
Веб-квест для педагогов и методистов округа на тему «Патриотическое воспитание в свете ФГОС – 2021» - май 2022 года.
Материально-техническое обеспечение:
Для реализации проекта использовались библиотека МБОУ Гимназии №4, читальный зал, актовый зал, три кабинета информатики, информационно-ресурсный центр. Все кабинеты начальной ступени Гимназии имеют выход в Интернет и объединены локальной сетью, имеют мультимедийное оборудование. Для организации дистанционных конкурсов использовались сайт творческой группы учителей (см. фото в Приложениях ); личные сайты педагогов, электронная почта, а так же такие платформы для создания онлайн викторин и квестов, как Kahoot, Learnis, инструмента «Google Forms» и других.
Количественные и качественные результаты:
Оценка результативности реализации данного проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами. Инструментарий: анкетирование, наблюдение, собеседование, мониторинг воспитательной системы.
Проект отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
Традиционный областной конкурс на лучший проект по гражданско-патриотическому воспитанию стартовал весной 2022 года.
Конкурс проходил в трех номинациях: «День в календаре» – проекты, реализуемые в поддержку государственных праздников, дней воинской славы и памятных дат России; «Будь в сети» – проекты, реализуемые в онлайн-формате в сети Интернет; «Наша родина – Новосибирская область» – проекты краеведческой направленности (о людях, событиях, достижениях, истории Новосибирской области). Номинация посвящена 85-летию образования Новосибирской области.
По результатам оценки экспертного жюри в каждой номинации были определены по 5 лауреатов. Их проекты публикуются в разделе «Формула успеха», как пример успешной практики в сфере гражданско-патриотического воспитания.
Организатором конкурса выступает ГКУ НСО «Центр патриотического воспитания» при поддержке министерства региональной политики Новосибирской области.