Проект лауреата областного конкурса на лучший проект по гражданско-патриотическому воспитанию в 2022 году в номинации «День в календаре».
Название проекта: митинг-реконструкция «Салют, Победа!», посвященный 77-летию Победы
Авторы проекта: Наталья Викторовна Швензель, Оксана Юрьевна Юденок
Аннотация к проекту:
Патриотическое воспитание в современной школе имеет большое значение по нескольким причинам: возрастает объём разнородной информации, которая оказывает влияние на молодое поколение, усиливается воздействие на молодёжь со стороны зарубежных СМИ, совершаются попытки дискредитировать значение исторической роли России в период Второй мировой войны.
Становление гражданского общества и правового государства во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Особенно важно уделять особое внимание этому направлению в юбилейный год Победы в Великой Отечественной войне.
Применение инновационных методов патриотического воспитания становится актуальной проблемой.
Митинг-реконструкция является традиционным для лицея мероприятием, но нестандартная форма его организации позволяет решить целый ряд задач воспитания патриотических чувств, формирования эмоционально-личностного отношения к событиям военной истории, мотивации к занятиям военно-прикладными видами спорта.
Постановка и обоснование проблемы
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р, приоритетной задачей Российской Федерации является формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины.
Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
В рамках апробации федеральной программы воспитания выстроена система работы для решения определенных в стратегии воспитания задач по формированию у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, созданы условия для воспитания активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.
Ежегодно в лицее проводится месячник военно-патриотической и оборонно-массовой работы, в программу которого включены военно-спортивная игра «Зарница», смотр строя и песни, уроки мужества, огневое многоборье и т.д. Вопросам патриотического воспитания уделяется большое внимание на классных часах в течение всего учебного года.
10 лет в лицее работает военно-патриотический клуб «Дорогами Победы», в котором подростки приобретают нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту. Участниками военно-патриотического клуба «Дорогами Победы» являются дети и подростки 12-17 лет, объединенные в отделения. Возглавляет клуб преподаватель-организатор ОБЖ. Ежегодно курсанты показывают высокие результаты в военно-патриотических соревнованиях районного, городского и областного уровней. В 2019 году курсанты клуба торжественно вступили в ряды «ЮНАРМИИ». Стали победителями соревнований на Кубок Героя Советского Союза Д.А. Бакурова «Танковый биатлон», районного туристского слета, «Молодецких игр» по программе «Юнармейские Игры», туристского слета «Бугринский меридиан», соревнований по огневому многоборью, посвященных Дню военного разведчика и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, соревнований по стрельбе из пневматической винтовки «Меткий стрелок - 2019», и заняли 2 место в областном «Дне призывника – 2019», соревнованиях «Пятиборье ГТЗО» по программе Юнармейских Игр среди патриотических клубов Общеобразовательных учреждений. Курсанты ВПК являются организаторами военно-патриотических соревнований и мероприятий в лицее.
В течение семи лет в дни празднования Великой Победы проводится массовое мероприятие митинг-реконструкция, объединяющий детей, педагогов, родителей и социальных партнеров. В программу этого историко-патриотического праздника включаются:
- практические площадки, на которых участники могут сделать своими руками георгиевские ленточки, модели самолетов, написать фронтовые письма;
- демонстрационные площадки, представляющие образцы разного вида оружия;
- навыковые площадки, позволяющие ребятам приобрести навыки стрельбы из пневматического оружия, метания ножей, складывания парашюта, семафорной азбуки ;
- творческие площадки для исполнения песен военных лет, чтения стихов о войне и исполнения вальса Победы;
- военно-полевая кухня, особенно полюбившаяся учащимся и их родителям;
- реконструкция военного боя, в которой участвуют актеры из числа представителей общества реконструкторов и педагогов лицея. В прошлом учебном году в постановке приняли участие курсанты ВПК «Дорогами Победы».
Цель проекта: организация и проведение митинга-реконструкции «Салют, Победа!», посвященного 77 летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне, для развития патриотического сознания и российской идентичности школьников, формирования эмоционально-личностного отношения учащихся образовательных организаций Кировского района к событиям военной истории.
Задачи проекта:
- Создать условия для повышения уровня патриотического сознания учащихся, формирования их эмоционально-личностного отношения к событиям военной истории.
- Укрепить традиции лицея.
- Расширить сеть социального партнерства лицея.
- Увеличить количество участников митинга-реконструкции из числа родителей и учащихся образовательных организаций района.
- Ресурсное обеспечение проекта.
Для организации и проведения митинга-реконструкции «Салют, Победа!» необходимы ресурсы: нормативно-правовой, кадровый, информационный, материально-технический, финансовый.
Нормативно-правовой ресурс для разработки проекта:
- Конституция РФ (Актуальная редакция с комментариями по состоянию на 20.12.2017)
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации"
- Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года
- Приоритетные направления развития образовательной системы РФ и комплекс мер по их реализации
- Федеральная целевая программа развития образования (2016-2020 г.г.)
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. №1493
- Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с изменениями и дополнениями)
- Устав МАОУ г. Новосибирска «Лицей № 176»
- Программа воспитания «Воспитание человека будущего»
- Система локальных актов.
Кадровый ресурс
Руководство проектом осуществляет директор, контроль и организацию – заместитель директора по воспитательной работе и руководитель военно-патриотического клуба «Дорогами Победы».
В коллективе лицея работают 50 талантливых, преданных своему делу высокопрофессиональных учителей, среди которых 18 молодых, современно мыслящих педагогов, преподаватели высших учебных заведений, с которыми развиваются партнёрские отношения. 72% педагогов аттестованы на первую и высшую квалификационные категории, 95% педагогов имеют достаточный уровень IT –компетенций. 27 педагогов имеют классное руководство, из них 12 аттестованы на высшую категорию (44%) и 10 на первую (37%).
Информационный ресурс:
Развернутая информационная сеть лицея позволяет активно использовать электронный документооборот, автоматизировать процессы управления и мониторинга, широко применять в воспитательном процессе интерактивные цифровые средства обучения, внедрять дистанционные формы общения, обеспечивать обратную связь.
Активно работает и развивается сайт МАОУ «Лицей №176» www.лицей176.рф. Большой популярностью среди учащихся и родителей пользуется страничка лицея в социальной сети «Вконтакте». Лицеисты, занимающиеся в студиях школьного Медиахолдинга, активно анонсируют и освещают все лицейские мероприятия в сети интернет и в журнале «Родник».
Таким образом, информационное сопровождение реализации проекта будет систематическим, полным и открытым для максимального количества заинтересованных лиц.
Материально-технический ресурс:
Материально-технические ресурсы техносферы лицея достаточны для реализации ФГОС и развития Stem-образования.
Для проведения митинга-реконструкции имеется необходимое оборудование:
- музыкальное оборудование: микрофоны, колонки, микшерный пульт;
- спортивное и военное оборудование;
- военная форма;
- сцена;
- лазерный тир.
Финансовый ресурс:
Многоканальное финансирование обеспечит реализацию проекта и эффективность работы:
- бюджетные средства;
- внебюджетные средства – дополнительные платные образовательные услуги, средства Благотворительного фонда «Попечительский совет школы № 176», спонсорские средства.
Этапы, содержание и дорожная карта проекта:
Реализация проекта «Митинг-реконструкция «Салют, Победа!» будет осуществлена в три этапа:
- подготовительный – сентябрь 2021 г. – апрель 2022 г.;
- событийный – май 2022 г.;
- рефлексивный – май 2022 г.
Митинг-реконструкция – традиционное мероприятие, которое проводится в лицее в течение 7 лет. Его основными модулями являются:
- Акция «Бессмертный полк», в которой принимают участие лицеисты 1-11 классов, педагоги, ветераны, родители.
- Митинг-концерт, в котором принимают участие лицеисты 1-11 классов, педагоги, ветераны, родители.
- Акция возложения цветов к памятнику А.И. Покрышкину курсантами военно-патриотического клуба «Дорогами Победы» и отрядом юнармейцев.
Работа интерактивных площадок:
- снайпер (лазерный тир),
- навыки рукопашного боя «Команда»,
- поэтическая станция,
- полевая кухня,
- стена Рейхстага,
- выставка казачьего оружия,
- силовая подготовка,
- станция по укладке парашюта «Свободный полет»,
- тир (пейнтбол),
- спец. подготовка (метание ножей),
- танцплощадка,
- оружейная палата,
- огневой рубеж – 1 (лазерный тир),
- песни военных лет,
- полевая почта,
- рисунок на асфальте,
- медсанбат.
Каждый класс принимает участие в работе площадок в соответствии с маршрутом, разработанным заранее логистической группой проектной команды и согласно разработанной схеме.
Реконструкция военных событий – постановка эпизода Великой Отечественной войны или военного сражения, в которой участвуют актеры из числа представителей общества реконструкторов и педагогов лицея. В прошлом учебном году в постановке приняли участие курсанты ВПК «Дорогами Победы».
По завершении митинга в прежние годы каждый участник отпускал в небо красный, голубой или белый шар, но старшеклассники указали на то, что запуск такого количества шаров загрязняет окружающую среду. Поэтому в юбилейный год решено организовать праздничный салют.
Прогнозируемые конечные результаты деятельности:
- Создать условия для повышения уровня патриотического сознания учащихся.
- Высокий организационный уровень проведения митинга-реконструкции, достижение поставленной цели.
- Организованная работа тематических интерактивных площадок.
- Участие в акции «Бессмертный полк» более 50% участников мероприятия.
- Результаты опроса учащихся показывают более 95% положительных отзывов о проведенном мероприятии.
- Анкетирование старшеклассников и родителей свидетельствует об эмоциональном отклике участников мероприятия.
- Укрепить традиции лицея.
- Мероприятие традиционно проводится каждый учебный год в течение последних 5 лет.
- Расширить сеть социального партнерства лицея.
Участие в работе интерактивных площадок представителей организаций-партнёров:
- регионального центра допризывной подготовки по Новосибирской области,
- МБУДО детского морского центра «Каравелла»,
- центра допризывной подготовки «Курсант»,
- всероссийского союза «Афганистан»,
- кадетского корпуса им. А.И. Покрышкина,
- Новосибирского областного колледжа культуры и искусств,
- Клуб Каратэ «Легион»,
- МБОУ СОШ №128,
- библиотеки им. П.П. Бажова,
- центра реконструкции военных событий,
- Совета ветеранов Кировского района.
Увеличить количество участников митинга-реконструкции из числа родителей и учащихся образовательных организаций района.
Общее количество участников – до 1000.
В числе участников – родители и обучающиеся лицея, МБОУ СОШ №170, МБОУ СОШ № 128, МБОУ СОШ № 109.
Рефлексия проводится на 3 неделе мая 2022, после проведения мероприятия, принимаются решения для коррекции и улучшений. По результатам анкетирования участников и по результатам справки о проведении мероприятия будут даны рекомендации по организации в следующем учебном году, всем организаторам мероприятия будут вручены благодарности.
Практическая значимость:
Данный проект готов к реализации в масштабах района и города и не имеет аналогов в общеобразовательных организациях города Новосибирска.
По результатам анкетирования участников митинга-реконструкции выявлено повышение уровня патриотического сознания, ребята чувствуют свою сопричастность к событиям, происходящим в лицее, городе и стране, переживают за результат своей деятельности.
Общеобразовательные учреждения могут адаптировать проект к собственным условиям, воспользовавшись основными идеями, поскольку в проекте подробно описан механизм организации мероприятия.
Ресурсы (бюджет проекта):
Многоканальное финансирование обеспечит реализацию проекта:
- через рациональное использование бюджетных средств;
- через использование внебюджетные средств (фонд дополнительных платных образовательных услуг, средства Благотворительного фонда «Попечительский совет школы № 176», спонсорские средства).
Фотоальбом «Митинг-концерт 4 мая 2022» https://vk.com/album-71231303_286609181
Традиционный областной конкурс на лучший проект по гражданско-патриотическому воспитанию стартовал весной 2022 года.
Конкурс проходил в трех номинациях: «День в календаре» – проекты, реализуемые в поддержку государственных праздников, дней воинской славы и памятных дат России; «Будь в сети» – проекты, реализуемые в онлайн-формате в сети Интернет; «Наша родина – Новосибирская область» – проекты краеведческой направленности (о людях, событиях, достижениях, истории Новосибирской области). Номинация посвящена 85-летию образования Новосибирской области.
По результатам оценки экспертного жюри в каждой номинации были определены по 5 лауреатов. Их проекты публикуются в разделе «Формула успеха», как пример успешной практики в сфере гражданско-патриотического воспитания.
Организатором конкурса выступает ГКУ НСО «Центр патриотического воспитания» при поддержке министерства региональной политики Новосибирской области.