Проект лауреата областного конкурса на лучший проект по гражданско-патриотическому воспитанию в 2022 году в номинации «Наша Родина – Новосибирская область».
Название проекта: «Сибирская сторонушка моя»
Авторы проекта: Юлия Сергеевна Юркова, учитель начальных классов, Зинаида Васильевна Фотьева, педагог-библиотекарь, руководитель школьного краеведческого музея, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевского муниципального района Новосибирской области «Средняя общеобразовательная школа №5».
Основная идея: в последние годы идея воспитания гражданственности и патриотизма, как основа единения народов России, приобрела общегосударственное значение. Это не раз подчёркивал Президент Российской Федерации В.В. Путин. Основополагающим условием гражданского и патриотического воспитания младших школьников является образовательная деятельность по ознакомлению с малой Родиной. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины, на ознакомление детей с географическими и национальными особенностями родного края.
Исходя из этого, проект включает следующие направления: «Я и моя семья», «Мой город», «Природа родного края». В каждом из направлений раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей: патриотизм, семья, труд и творчество, природа.
Образовательный проект «Сибирская сторонушка моя» для учащихся 1-4 классов является частью Программы патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ СОШ №5 «Я – гражданин России» на 2019-2022 годы и посвящён 300-летию образования Каинска – Куйбышева, 85-летию образования Новосибирской области. Разрабатывая этот Проект, мы исходили из конкретных возможностей нашей образовательной организации, проанализировали готовность к этой работе педагогов и родителей, материальное и методическое обеспечение.
В основе реализации проекта лежат культурно-исторический и системно-деятельностный подходы к развитию обучающихся начальных классов.
Музейная педагогика создаёт благоприятные условия для совместной деятельности детей и их родителей, объединяет несколько поколений семьи общим делом.
Целевая аудитория: в реализации проекта принимают участие все участники образовательных отношений: обучающиеся 1-4 классов МБОУ СОШ №5; родители (законные представители) обучающихся; педагоги МБОУ СОШ №5.
Социальные партнёры: музейный комплекс г. Куйбышева – проведение экскурсий для обучающихся и их родителей (законных представителей).
Куйбышевский ДДТ – проведение экскурсий в музей образования Куйбышевского района, организация игровых программ краеведческой направленности.
Центральная библиотека – проведение библиотечных мероприятий краеведческой направленности.
Совет ветеранов Куйбышевского района – проведение встреч, бесед по тематике Проекта.
Станция юных техников – проведение ретровыставок и образовательных конференций.
Цель: формирование у учащихся 1-4 классов нравственно-патриотического отношения и любви к семье, к природе и культуре родного края через познание историко-национальных и природных особенностей средствами музейной педагогики.
Задачи:
- воспитывать в детях чувство гордости за свою семью, уважительное, заботливое отношение к пожилым членам семьи;
- способствовать формированию у младших школьников чувства любви к своей малой Родине;
- познакомить учащихся с историей Новосибирской области и родного города с их достопримечательностями, со знаменитыми земляками, с традициями жителей;
- познакомить учащихся с природой родного края, способствовать формированию потребности сохранять и преумножать богатства природы, видеть и ценить красоту окружающего мира;
- развивать познавательные и творческие способности обучающихся;
- вовлекать родителей (законных представителей) обучающихся в совместную деятельность по реализации проекта;
- совершенствовать деятельность педагогического коллектива образовательной организации по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников.
Этапы реализации:
Проектировочный этап (июнь 2019 – август 2019 года)
- разработка основных мероприятий Проекта (Приложение 1);
- презентация Проекта педагогам и родителям (законным представителям) обучающихся;
- установление социального партнёрства с учреждениями дополнительного образования и учреждениями культуры в рамках Проекта.
Внедренческий этап (сентябрь 2019 – первая половина мая 2022 года)
- экскурсии в школьный музей и городской краеведческий музей;
- познавательные беседы по основным тематическим блокам проекта;
- мини - проекты совместно с родителями «История моего имени», «Моя родословная», «Герб моей семьи», «Война в истории моей семьи», «Как связана история моей семьи с Новосибирской областью»;
- выставки творческих работ учащихся по тематике проекта;
- игры краеведческой направленности;
- чтение художественной литературы по теме;
- встречи с членами Совета ветеранов.
Работа с родителями (законными представителями) учащихся:
- родительский лекторий «Использование музейной педагогики в воспитании детей»;
- награждение грамотами самых активных родителей – участников проекта.
Аналитический этап (вторая половина мая 2022 года –август 2022 года)
- анализ выполнения мероприятий проекта;
- опрос «Удовлетворенность родителей (законных представителей) обучающихся деятельностью в рамках реализации проекта;
- отчет о деятельности по реализации проекта на Совете Учреждения и на родительском собрании;
- внесение корректировки в основные мероприятия проекта и его компоненты.
Материально-техническое обеспечение:
Для реализации проекта имеются необходимые материальные ресурсы: школьный комплексный краеведческий музей; актовый и спортивный залы МБОУ СОШ №5; компьютерный класс с 25 ноутбуками; школьный информационно-библиотечный центр; альбом «Сибирячок» (Приложение 2) и тетрадь творческих заданий «Путешествие по родному городу» (Приложение 3) по теме Проекта, разработанные педагогами МБОУ СОШ №5.
Количественные и качественные результаты:
Важнейшим условием эффективности работы по Проекту является анализ сформированности познавательной активности и творческих способностей учащихся, участие родителей (законных представителей) в реализации Проекта, их положительная оценка результатов проведённых мероприятий.
Доля учащихся, участвующих в мероприятиях – 100.
Доля родителей (законных представителей), активно участвующих в реализации проекта – 85.
Доля родителей (законных представителей) положительно оценивающих участие их детей в мероприятиях проекта – 100.
В рамках проекта:
- обучающиеся 1-4 классов получили новые знания о родном городе, крае;
- установилось более тесное взаимодействие родителей (законных представителей) обучающихся с образовательной организацией;
- обучающиеся узнали историю своей семьи;
- обучающиеся получили элементарные представления о жизни, быте, культуре народа;
- обучающиеся приобрели элементарные представления об охране природы, о заповедниках, о Красной книге Новосибирской области; приобрели социально – коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Для отслеживания достижений планируемых результатов использовался метод наблюдения, анализ портфеля достижений обучающихся, анкетирование обучающихся и родителей.
Опыт реализации проекта был отмечен Малой золотой медалью ярмарки «УчСиб – 2021», дипломом Лауреата регионального этапа Всероссийского конкурса социально-активных технологий воспитания обучающихся «Растим гражданина», 2021г., диплом Лауреата XII Открытого межрегионального конкурса методических материалов «Секрет успеха», 2021г.
Традиционный областной конкурс на лучший проект по гражданско-патриотическому воспитанию стартовал весной 2022 года.
Конкурс проходил в трех номинациях: «День в календаре» – проекты, реализуемые в поддержку государственных праздников, дней воинской славы и памятных дат России; «Будь в сети» – проекты, реализуемые в онлайн-формате в сети Интернет; «Наша родина – Новосибирская область» – проекты краеведческой направленности (о людях, событиях, достижениях, истории Новосибирской области). Номинация посвящена 85-летию образования Новосибирской области.
По результатам оценки экспертного жюри в каждой номинации были определены по 5 лауреатов. Их проекты публикуются в разделе «Формула успеха», как пример успешной практики в сфере гражданско-патриотического воспитания.
Организатором конкурса выступает ГКУ НСО «Центр патриотического воспитания» при поддержке министерства региональной политики Новосибирской области.